Крещение Господа Иисуса Христа.


Старый стиль
6Январь
ВоскресеньеНовый стиль)
19Январь
Неделя 30-я по Пятидесятнице. Глас 5.
Поста нет.

Евангельские Чтения

Утр. - Мк., 2 зач., I, 9-11. Лит. - Тит., 302 зач., II, 11-14; III, 4-7. Мф., 6 зач., III, 13-17. На освящении воды: 1 Кор., 143 зач. (от полу́), X, 1-4. Мк., 2 зач., I, 9-11.
. Литургия св. Василия Великого.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский
Богоявление (Тит. 2, 11-14; З, 4-7Мф. З, 13-17). Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый : Бог Отец - гласом с неба, Бог Сын - воплотившийся - крещением. Бог Дух Святый - нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе , и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, - спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

Некоторые особенности богослужения

Бденная служба праздника Крещения Господня (Богоявления) совершается по Минее. Воскресная служба Октоиха отменяется.
Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением.
Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника.
Всенощное бдение на праздник Крещения (как и на праздник Рождества Христова), в какой бы день седмицы он ни случился, состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе же 10-м нощи», т. е. по нашему счислению – в 4 часа утра (см. Типикон, 6 января). Перед его началом бывает благовест и трезвон во вся кампаны.
Чин великого повечерия – тот же, что и на Рождество Христово: великое повечерие оканчивается литией с переходом к утрени.
Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть начинается чтением Приидите, поклонимся и завершается особой молитвой.
Великое повечерие совершается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, После возгласа священника: «Благословен Бог наш...» чтец читает обычное начало и прочее последование великого повечерия. В это время священник вместе с диаконом совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются.
После обычного начала читаются шесть псалмов: 4-й, 6-й, 12-й, и затем псалмы 24-й, 30-й и 90-й.
Хор поет С нами БогMP3.
Чтец читает прочие стихи (до 20-го стиха: Отец будущего века).
Хор припевает к каждому стиху: Яко с нами Бог и после конечного стиха заключает пением: С нами Бог.
Чтец: День прешедВерую. Затем — Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных,Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел молите и т.д.
Далее — Трисвятое по Отче наш.
Вместо тропарей: Просвети очи мои, Христе Боже и других хор поет тропарь праздникаMP3(царские врата на время пения тропаря открываются).
Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую и заключительную молитву св. Василия Великого:Господи, Господи.
К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия.
Чтец: Приидите, поклонимся, псалмы: 50-й, 101-й и молитву Манассии, Трисвятое по Отче наш. Вместо тропарей: Помилуй нас, Господи, помилуй нас и других хор поет кондак праздникаMP3(царские врата на время пения кондака открываются).
Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую и заключительную молитву: Владыко Боже Отче Вседержителю.
Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим.  Чтец: Приидите, поклонимся, псалмы 69-й и 142-й, и читается вседневное славословие.
Затем бывает выход на литию при пении стихир праздникаMP3 (обычное окончание великого повечерия здесь опускается).
После литии – стиховные стихиры праздникаMP3. По Ныне отпущаеши — тропарь праздникаMP3(трижды), благословение хлебов и псалом 33-й.
Утреня.
После шестопсалмия, на Бог Господь — тропарь праздникаMP3 (трижды), затем – кафизмы иполиелейMP3.
По полиелее — величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах ИорданскихMP3.
Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моеяMP3.
Прокимен, глас 4: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Стих: Что ти есть море, яко побегло еси? и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять?MP3
По 50-м псалме вместо Молитвами поется: СлаваВсяческая днесь да возрадуются, Христу явльшуся во Иордане. И ныне — тот же стих. Помилуй мя, Боже и стихира по 50-м псалмеMP3.
Канонов два: св. Космы Маиумского — Глубины открыл есть дно и св. Иоанна Дамаскина —Шествует морскую волнящуюся бурю.
На 9-й песни Честнейшую не поем. Диакон с кадилом перед местным образом Божией Матери поет первый припев: Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу. Хор поет ирмос: Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу; Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем. (В русском переводе:Никакой язык (человеческий) не в силах восхвалить Тебя по достоинству, и даже горний (ангельский) ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородице: но Ты, как благая приими веру, а любовь нашу Божественную Ты знаешь: ибо Ты — Предстательница христиан, Тебя мы величаем).
Этот ирмос с указанным первым припевом 9-й песни является задостойником на литургии (до отдания праздника включительно).
К остальным тропарям как первого, так и второго канона 9-й песни поются свои припевы.
На хвалитех - стихиры праздникаMP3.
Поется Великое славословие, по Трисвятом - тропарь праздникаMP3.
В конце утрени – праздничный отпуст: Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.
Литургия святителя Василия Великого.
Входный стих — праздника: Благословен Грядый во Имя Господне, благословихом вы из дому Господня: Бог Господь, и явися нам. (Входный стих на литургии, по Уставу, должен петься, но обычно он возглашается диаконом. Входный стих является особенностью богослужения Господских двунадесятых праздников, а также служб Пасхи, Светлой седмицы, Сретения Господня и Понедельника Святого Духа.)
По входе — тропарь праздникаMP3Слава, и ныне — кондак праздникаMP3.
Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся»MP3
Вместо Достойно поется задостойникMP3 праздника — припев: Величай, душе́ моя и ирмос:Недоумеет всяк язык (и до отдания праздника).
По заамвонной молитве, по обычаю, – великое освящение воды, как в навечерие. (Чин великого освящения воды)
По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздникаMP3Слава, и ныне – кондак праздникаMP3 и, по обычаю, величание. Во время целования Креста все окропляются святой водой.
Попразднство Крещения Господня бывает 8 дней – с 7 по 14 января. Во все дни попразднства — наряду со стихирами и каноном праздника (они поются первыми) – поются стихиры и канон святого Минеи. На литургии во все дни попразднства до отдания включительно (кроме воскресных дней) после входа поется Приидите, поклонимся с окончанием: Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: Аллилуиа.

Комментарии