С Праздником!


Воздвижение Креста Господня

Старый стиль
14Сентябрь
ПятницаНовый стиль)
27Сентябрь
Совершается служба великому праздникуВоздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Седмица 14-я по Пятидесятнице. Глас 4.
Строгий пост. (Воздвижение Креста Господня ).
Пища с растительным маслом.
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПреставление свт. Иоанна Златоуста (407).
Леснинской (1683) иконы Божией Матери.

Евангельские Чтения

Утр. - Ин., 42 зач. (от полу́), XII, 28-36. Лит. - 1 Кор., 125 зач., I, 18-24. Ин., 60 зач., XIX, 6-11, 13-20, 25-28, 30-35.

Некоторые особенности богослужения

Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.
Совершается бденная служба праздника.
Перед всенощным бдением Крест при пении тропаря и кондака праздника переносится с жертвенника на престол.
На великой вечерне:
Стихиры на Господи, воззвах поются только праздникаMP3, на Слава и ныне - стихира праздникаMP3.
Из четырех стихир на Господи воззвах первая указывает на самое общее значение для нас напоминаемой воздвижением Креста страсти Христовой. Вторая стихира говорит уже не о страсти Христовой, а о самом Кресте, указывая на его постоянное и пространственно всеобъемлющее значение как победного знамени. Третья стихира еще более суживает рамки духовного созерцания, сосредотачивая его уже не на Кресте, а только на воздвижении его, которое возносит нас к небу, посему радует ангелов, нас же освящает. Наконец, стихира на Слава и ныне указывает на вечное и исконное значение "благословенного древа", которым осуществлена "вечная правда" и совершенно исправлен причиненный нам смертоносный вред.
Читаются три паремии праздника (Исх.MP3,Притч.MP3Ис.MP3). В первой паремии повествуется о горькой воде и ропоте евреев в Синайской пустыне, во второй - о Божием наказании и вразумлении, в третьей - о спасении служащих Богу.
Совершается литияMP3.
Стихиры на стиховне - праздникаMP3Слава и ныне – стихира праздникаMP3.
По Ныне отпущаеши и Трисвятом трижды поется тропарь праздникаMP3.
На утрене:
На Бог Господь поется тропарь праздникаMP3 (дважды), Слава и ныне - тот же тропарьMP3
По полиелееMP3, который по традиции совершается в алтаре, поется величание праздника: Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражияMP3.
Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моеяMP3.
Прокимен праздникаMP3.
По Евангелии — Воскресение Христово видевшеMP3 единожды.
По 50 псалме поется стихира праздникаMP3. Помазание святым елеем совершается после выноса Креста.
Каноны: праздника.
Поется катавасия праздника Крест начертав.
После 8-й песни Честнейшую не поем, а поем припев и ирмос 9-й песни. Припев: Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень. Ирмос 9-й песни: Таин еси, Богородице, рай (Ты — таинственный рай, Богородица), невозделанно возрастивший Христа, Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. Тем (поэтому) ныне (Кресту) возносиму, поклоняющеся ему, Тя величаем.
Указанный припев припевается на 9-й песни и к каждому тропарю 1-го канона, а к тропарям 2-го канона, который имеет только одну 9-ю песнь, поют припев: Величай, душе моя, Животворящаго Креста Господня воздвижение.
На хвалитех стихиры праздникаMP3Слава и ныне - праздникаMP3.
После великого славословия — вынос Креста и поклонение ему.
В соборных и, с благословения епархиального архиерея, приходских храмах совершается чин воздвижения Креста
На Литургии поются антифоны праздника (антифон 1MP3антифон 2MP3).
Входный стих: Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть.
Сразу после входного стиха – тропарь праздникаMP3 и кондакMP3.
Вместо Трисвятого поется «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...»
Прокимен, глас 7: Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Стих:Господь воцарися, да гневаются людиеMP3.
Вместо Достойно поется задостойник праздника – припев: Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень и ирмос 9-й песни канона: «Таин еси, Богородице, рай...MP3» (до отдания).
Причастен праздника: Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.
В день праздника Воздвижения установлен пост, подобный обычному посту в среду и пятницу (рыба не разрешается). Он установлен в воспоминание страданий Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для внушения того, что почитание Креста связано с умерщвлением плоти.
В попразднство на Литургии после входа поется: Приидите, поклонимся с окончанием: Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: Аллилуиа.
Животворящий Крест, вынесенный в праздник Воздвижения, лежит в храме на аналое до дня отдания праздника. В день отдания Воздвижения (21 сентября/4 октября) после отпуста Литургии священник совершает вокруг аналоя с Крестом каждение (трижды) и при пении тропаря и кондака вносит Крест в алтарь, полагая его на св. престоле.

Комментарии